
Рекомендации педагога-психолога родителям детей-инвалидов.
Уважаемые родители!
Как мама особенного ребенка и психолог я хочу поддержать всех родителей, у которых дети с особенностями.
Вспомните, как впервые услышали диагноз ребенка. И как проходили все стадии принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. А еще был парализующий страх. Что будет с ребенком? Как он будет жить? Как я буду жить?
Многим пришлось сменить работу или вовсе уволиться, переехать, потому, что ребенку нужны специалисты и т.п. Кто-то пережил резкое ухудшение материального состояния, а кто-то – развод.
Но Вы справились, преодолев отчаяние, боль и трудности. Вы стали опорой нашим детям и себе самим, и как никто другой знаете: когда штормит, можно либо сломаться, либо научиться прокладывать свой путь. Каждый день, хоть по чуть-чуть, иногда откатываясь назад и начиная снова, но всегда держась своей цели.
И для того, чтобы легче воспринимать существующие проблемы, либо по-иному взглянуть на них, я предлагаю Вам древнюю притчу:
Горчичное зерно
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.
Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.
Мы понимаем, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Учимся воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.
И я хотела бы Вам порекомендовать:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер или телефон не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и
перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Вкладывайте усилия в развитие сильных сторон, а не только в коррекцию слабых.
16. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
17. Давайте задания ребенку по силам и чуть-чуть сложнее, чем он может выполнить сегодня.
18. Направьте внимание на эмоциональное развитие и поведение, говорите с ребенком о чувствах, отмечайте его чувства, работайте с его поведением – это основа его будущей самостоятельной жизни.
19. Помните, что окружающие относятся к ребенку так, как относятся к нему родители. Поэтому учитывайте его мнение, советуйтесь, будьте уважительны.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка будут обязательно вознаграждены!
У наших детей есть только мы. Берегите себя!